Агнес Ролстон спрашивает: (1) в каких районах Лондона предпочитали селиться аристократы и (2) как добраться из Оксфордшира в Лондон?
Начну со второго вопроса.
За точку отсчета возьмем Оксфорд, который находится в 63 милях (примерно 100км) от Лондона, если измерять расстояние по железной дороге. Оба города стоят на берегах Темзы, что добавляет еще один способ: по реке. Расположу все способы в порядке убывания, от самого быстрого до самого медленного.
1. Железная дорога.
В 1850-х годах поезда из Оксфорда, прибывающие на лондонский вокзал Паддингтон, отправлялись с завидной регулярностью: не менее 10 поездов в день! Между Окфордом и Лондоном 14 промежуточных станций, и в зависимости от того, на скольких из них поезд делал остановки, поездка длилась от двух с половиной до трех с половиной часов. Цены на билеты немного кусались – в первый, второй и третий класс – соответственно 16, 10, и 6 шиллингов.
2. Почтовые кареты, три в день: две кареты отправлением из Оксфорда в 10:30, еще одна – часом позже, и цены на билеты были на «целый шиллинг» ниже, чем цены третьего класса в поездах. Конечная остановка в Лондоне - улица Эдгар-Роуд (на карте здесь http://london1850.com/cross09.htm) Скорость кареты, конечно, не сравнить с поездом, и тем не менее самые быстрые из них делали по 10,5 - 13 миль в час! То есть реально было доехать за 6 часов.
3. «Летящие лодки», перевозившие по реке грузы, плыли по Темзе круглосуточно благодаря двойному экипажу, который работал посменно; и кони, которые тянули лодку, сменялись через определенные периоды на постоялых дворах вдоль каналов. Обычно на такой лодке был экипаж из четырех человек плюс один-два пассажира. Стоимость проезда - 16 шиллингов 11 пенсов, что даже чуть дороже, чем билет на поезд в первый класс! И, разумеется, гораздо медленнее, чем поезд или почтовая карета, поскольку лодку тянула по бечевнику не слишком проворная лошадь. Скорость "летящей лодки" составляла примерно 2 мили в час, - меньше скорости пешехода!, - так что путешествие заняло бы не менее тридцати часов.
Но в случае с Агнес Ролстон мы говорим не об Оксфорде, а о городке Хенли-на-Темзе, от которого на собственном экипаже можно за час без проблем добраться до ближайшего к нему Мэйденхеда (расстояние 7 миль или 11 км), там сесть на оксфордский поезд до Паддингтона, который делает остановку в Мэйденхеде в 11:45 утра и оказаться в Лондоне через 50 минут! То есть на все про все уйдет всего 2 часа.
Теперь ответ на первый вопрос.
Напоминаю, что ссылка на интерактивную карту Лондона 1850 года находится в первом посте темы Город грехов Продублирую ее здесь: http://london1850.com
Также даю ссылку на главу 10 "Высший класс и королевская семья" из книги Лайзы Пикард "Викторианский Лондон" https://bookscafe.net/read/pikard_layza … dp1277328. На этом ресурсе книгу можно скачать бесплатно в любом формате. Часть информации в этом посте взята оттуда.
Cамыми фешенебельными и престижными районами Лондона были Сент-Джеймс, Южный Кенсингтон, Бейсуотер, Мейфэр, Марилебон и Белгравия
Сент-Джеймс - сливки аристократии издавна селились именно там, в непосредственной близости от Сент-Джеймсского и Букингемского дворцов. Возьмите на заметку, что в Сент- Джеймсском дворце размещался двор принца Альберта, а в Букингемском - королевы Виктории. Улица Сент-Джеймс начинается от Сент-Джеймсского дворца и упирается в Пикадилли. Это средоточие пышных особняков аристократов и старейших джентльменских клубов: White’s (основан в 1730 году), The Cocoa Tree (1746), Brooks’s (1764) Именно на этой улице Конан-Дойль поместил клуб "Диоген", где встречались братья Холмсы.
Стаффорд-Хаус, расположенный близ Сент-Джеймсского дворца, был лондонским домом герцога и герцогини Сазерленд; до кончины мужа в 1861 году она занимала видное положение при дворе, ведая гардеробом королевы. Норфолк-Хаус на Сент-Джеймсской площади по своим размерам вполне подходил для проведения банкетов и балов, на одном из которых в 1849 году присутствовали королева и принц Альберт.
Еще одна знаменитая улица этого района - Пэлл-Мэлл, она тоже начинается от дворца и ведет к Трафальгарской площади. В доме 71-77 по Пэлл-Мэлл располагается Клуб Оксфорда и Кембриджа (то есть клуб для выпускников этих университетов), основанный в 1830 году. В доме 36-39- Army and Navy Club, то есть клуб для военных и моряков, разумеется, офицеров. В доме 107, на углу площади Ватерлоо - один из знаменитейших клубов "Атенеум", основанный в 1824 году, членами которого были Чарльз Дарвин и ваш покорный слуга Чарльз Диккенс. Но самое главное и интересное состоит в следующем: в 1836 году "Атенеум" взял в аренду дом №6 на Карлтон Гарденс и сделал из него продолжение клуба, в котором были комната для рисования и гостиная, куда члены клуба могли приводить знакомых дам (не подумайте плохого, все было исключительно прилично). Кстати, курение в клубе "Атенеум" было строжайше запрещено во всех помещениях, кроме курительных.
Полный список лондонских клубов смотрите здесь https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_gentlemen's_clubs_in_London
На Пикадилли располагался Девоншир -хаус, где в разгар сезона (т.е. от Пасхи и до августа) проходили «пышные балы, на которые собиралось все светское общество». Несколько дальше находился Бат-Хаус. В 1850 году чета Карлейль побывала здесь на балу, «собравшем от пяти до семи сотен представителей аристократических семейств» <> а в 1863 году - «всех герцогинь в сверкающих бриллиантах, всех юных красавиц этого сезона, всех известных политиков… Все помещения были украшены искусственными розами, так что создавалась атмосфера арабских сказок». Дальше на запад по Пиккадилли находился Кембридж-Хаус, дом лорда и леди Пальмерстон.
Белгравия - один из "молодых" районов Лондона, находится в Вестминстере, на юго-западе от Букингемского дворца. На востоке граничит с Мейфэром, на западе — с Найтсбриджем и Челси, на севере — с Гайд-парком, на юге — с Пимлико.
Улицы, на которых может поселиться персонаж-аристократ: Белгравия-сквер, Итон-сквер, Честер-сквер, Уилтон-крещент, Лоундес-сквер. Но надо иметь в виду, что в Белгравии не было настоящих "фамильных", старинных особняков, так как застройка началась во времена Регентства (1811—1820 гг.) Максимум можно указать, что особняк приобрел отец персонажа. Есть целый роман, посвященный Белгравии, который так и называется. Автор - Джулиан Феллоуз, он же создатель сценария к сериалу "Аббатство Даунтон".
Дома, построенные на площадях, проспектах и изогнутых полукругом улицах Белгравии, называли "свадебными тортами".
Найтсбридж - сосед Белгравии, расположен рядом с Гайд-парком. Из достопримечательностей эпохи викторианства, сохранившихся до наших дней, можно назвать "Альберт-холл" (открыт в 1871 году) и универмаг "Хэрродс" (открыт в 1849 году)
Южный Кенсингтон - сосед Челси (в Челси селились представители богемы и состоятельный средний класс). Там находятся Кенсингтонский дворец, Музей Виктории и Альберта (дата основания - 1852 год), Королевское географическое общество и Королевский колледж музыки. Обязательно отмечу, что все три очага культуры были основаны по инициативе принца Альберта. В Кенсингтонском дворце родилась королева Виктория, прожила в нем до 18 лет и там же узнала, что стала королевой. Фактически, этот дворец - то место, где зародилась викторианская эпоха)
Мейфэр - синоним слова "роскошь". Главные улицы: Оксфорд-стрит на севере, Парк-лейн на западе, Пикадилли на юге и Бонд-стрит на востоке. Они образуют практически идеальный квадрат, за пределами которого раскинулись Гайд-парк и Грин-парк, а внутри - масса старинных улочек и зеленых скверов, в том числе Гросвенор-сквер.
Бонд-стрит была (да и сейчас остается) средоточием модных магазинов и лавок. На северной стороне улицы начиная с 1877 года располагалась галерея Гросвенор. На омнибусе от Бонд-стрит можно было доехать до Оксфорд-стрит, Парк-лейн и Регент-стрит, хотя, конечно, аристократы на омнибусах не ездили) На карте (нижняя половина изображения, вниз от Оксфорд-стрит) http://london1850.com/cross10.htm. Очень уютное и зеленое место!
Вот как описывал улицу Парк-лейн в 1853 году Макс Шлезингер:
От Пикадилли к северу и по всей ширине Гайд-парка тянется Парк-Лейн с ее очаровательными виллами, похожими на брайтонские: с фантастическими балконами, ротондами и верандами.. В Брайтоне эти архитектурные излишества облегчают вид на море; здесь они помогают увидеть парк. Дворцовые по своему внутреннему убранству и наполненные всеми теми удобствами, которые можно найти только в английских домах, но тем не менее скромные снаружи, они не внушают прохожим благоговейного страха перед богатством своих обитателей. Раньше эта улица называлась Тайберн-Лейн. Само название напоминает о повешении и четвертовании. В настоящее время Парк-Лейн и все прилегающие к нему улицы являются средоточием богатства и аристократии. Зеркальные окна, напудренные лакеи, меланхолическая тишина, тяжелые экипажи, ожидающие у маленьких дверей, - ни магазинов, ни омнибусов, ни повозок. Таков характер этой части города, где среди старых стен и зеленых площадей стоят самые великолепные дома аристократии и которая простирается до Бонд-стрит.
На Парк-Лейн находился Гровенор-хаус, дом второго маркиза Вестминстера (отца первого герцога), в котором была великолепная картинная галерея, а количество золотой столовой посуды значительно превосходило то, которое могла себе позволить королевская чета.
Марилебон - в разное время здесь жили Питт Старший, лорд Байрон и 7-й граф Кардиган (печально известный командир Лёгкой бригады).
с Марилебоном граничат следующие кварталы: с юга — Мэйфэр, с юго-востока — Сохо, с востока — Фицровия (англ.), с северо-востока — Риджентс-парк, с севера — Сент-Джонс-Вуд, с северо-запада — Килберн, с запада — Паддингтон, с юго-запада — Гайд-парк. Марилебон ограничен: с юга — Оксфорд-стрит, с запада — Эдгар-роуд, с севера — Марилебон-роуд и с востока — Грейт Портлэнд стрит. на карте (верхняя половина изображения вплоть до Оксфорд-стрит): http://london1850.com/cross10.htm