Данная статья представляет собой компиляцию следующих источников (перевод с английского мой).
Все источники доступны в Сети
1. Ian Marshall Passage East Howell Press
2. Frederick Engels Transport of Troops to India, The New-York Tribune 1858
3. The Peninsular & Oriental Steam Navigation Company's Lines of Steam Communication Between England & India & China, Via Egypt, Commonly Called the Overland Route
ПРЕДЫСТОРИЯ
До 1830 года у пассажиров, направляющихся на Восток, не было альтернативы длительному пути вдоль побережья Африки и вокруг мыса Доброй Надежды. В 1830 году Ост-Индская компания впервые проложила маршрут по Красному морю на небольшом пароходе, построенном в Индии под названием "Хью Линдсей" (Hugh Lindsay). С 1835 года вся почта из Англии в Индию отправлялась через Ближний Восток, а не вокруг мыса Доброй Надежды, а в 1837 году компания начала использование пакетботов с гребным винтом Беренис и Аталанта (Berenice и Atalanta) между Бомбеем и Суэцем. Первые пакетботы не укладывались в расписание в течение сезона муссонов, но среднее время следования из Индии в Англию тем не менее сократилось с шести месяцев до двух.
В 1840 году компания Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O) выиграла тендер, организованный Ост-Индской компанией, и стала единственным авторизованным перевозчиком пассажиров и почты по маршруту, названном сначала "пароходным", а затем - "сухопутным"
Еще через три года P & O открыла регулярное пароходное сообщение из Суэца в Калькутту через Цейлон и Мадрас. Препятствия были значительными: уголь для пароходных топок транспортировался из Южного Уэльса в Индийский океан через мыс Доброй Надежды, и к 1850 году P & O использовала для этой цели около 170 парусных угольщиков. Уголь складировался в Адене, примерно на полпути между Суэцем и Бомбеем. Караван из 3500 верблюдов перевозил уголь через пустыню. Животные перестали использоваться только в 1858 году, когда была ввведена в эксплуатацию железная дорога, соединяющая Александрию с Суэцем. До открытия Суэцкого канала, сократившего путь из Англии в Индию до 23 дней, оставалось еще 11 лет.
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПУТИ ИЗ АНГЛИИ В ИНДИЮ И ОБРАТНО В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА
Сокращенный перевод буклета для пассажиров, изданный Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O)
1-я линия: из АНГЛИИ в АДЕН, БОМБЕЙ, ЦЕЙЛОН, МАДРАС, КАЛЬКУТТУ, ПЕНАНГ, СИНГАПУР И ГОНКОНГ
Отплытие из Саутгемптона 20-го числа каждого месяца
Пароходы компании (суда водоизмещением около 1500 тонн и мощностью 450 лошадиных сил) отправляются из Саутгемптона 20-го числа каждого месяца в 2 часа дня, и после захода в Гибралтар и Мальту и получения на Мальте английской почты, доставленной из Марселя пароходами Ее Величества, прибывают в Александрию примерно через шестнадцать дней после выхода из Саутгемптона.
Транзитный путь через Египет с разрешения Его Высочества Паши Египта состоит из трех отрезков пути:
1. От Александрии до Атфе, расстояние 48 миль, по каналу Аль-Махмудия на больших лодках, буксируемых паровым буксиром или лошадьми.
2. От Атфе до Булака (порт Каир), расстояние 120 миль, на пароходе.
3. Из Каира в Суэц, расстояние около 70 миль через пустыню в экипажах, запряженных мулами.
Весь путь из Александрии в Суэц занимает шестьдесят часов, включая ночь в Каире и достаточное время для отдыха на центральной станции между Каиром и Суэцем. Ниже приводятся выдержки из Тарифа транзитной администрации:
«Пассажирам предоставляется бесплатное трехразовое питание на всем протяжении транзитного пути, но проживание в гостинице оплачивают они сами, включая такие напитки, как пиво, вино и прочие.
«Портмоне, сундуки, портпледы и тому подобные предметы багажа должны быть промаркированы белой краской с указанием имени владельца и пункта назначания, надпись должна быть разборчивой"
«По прибытии каждого парохода, представитель администрации P&O присутствует при получении багажа пассажиров.
«Администрация не несет ответственности за пропажу или порчу багажа, произошедших в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы"
По прибытии в Суэц, пассажиры пересаживаются на один из пароходов Ост-Индской компании, следующих к Цейлону, Мадрасу и Калькутте (суда водоизмещением около 1800 тонн и мощностью 500 лошадиных сил), которые отправляются из Суэца 10-го числа каждого месяца.
Каждое судно сначала заходит в порт Аден, где восполняет запасы угля и принимает на борт пассажиров и почту, следующих в Бомбей, а затем идет сначала к Цейлону, прибывая туда через семнадцать дней, потом в Мадрас (через двадцать два дня после выхода из Суэца) и наконец в Калькутту (спустя двадцать семь дней после выхода из Суэца, включая все остановки). Продолжительность путешествия в Индию по сухопутному маршруту выглядит следующим образом:
Англия-Бомбей | 35 дней |
Англия-Цейлон | 40 дней |
Англия-Мадрас | 45 дней |
Англия-Калькутта | 48 дней |
2-я линия: из АНГЛИИ в АДЕН И БОМБЕЙ
Отплытие из Саутгемптона 3-го числа каждого месяца.
На Мальте пассажиры пересаживаются на пароход «Ариэль», следующий в Александрию. Транзитный путь от Александрии в Суэц такой же, как на линии 1. Прибыв в Суэц, пассажиры поднимаются на борт пароходов достопочтенной Ост-Индской компании, отплывающих в Бомбей; Длина пути из Англии в Бомбей составляет около тридцати пяти дней.
Даты отплытия пароходов компании из промежуточных портов обычно следующие:
1-я линия | из Гибралтара | 25-го числа каждого месяца |
с Мальты | последний день каждого месяца | |
из Суэца | 10-го числа каждого месяца | |
из Адена | 16-го числа каждого месяца | |
с Цейлона | 28-го числа каждого месяца | |
из Мадраса | 1-го числа каждого месяца | |
2-я линия | из Гибралтара | 9-го числа каждого месяца |
с Мальты | 14-го числа каждого месяца | |
из Суэца на пароходе Ост-Индской компании | 25-го числа каждого месяца | |
из Адена | 30-го числа каждого месяца |
СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА
Пассажиры, следующие в Аден, Цейлон, Мадрас и Калькутту, бронируют поездку в офисе P&O, включая расходы на транзит. Пассажиры, следующие в Бомбей, могут осуществить бронирование только в том случае, если их перевозят пароходы компании P&O*
*Выше указывалось, что перевозки в Бомбей осуществляют судна Ост-Индской компании, а не P&O
Из Англии в | Аден | Цейлон | Мадрас | Калькутта | Бомбей |
Джентльмен | 77 | 113 | 118 | 127 | 107 |
Леди | 82 | 122 | 127 | 136 | 112 |
Каюта для джентльмена и его жены | 214 | 290 | 299 | 317 | |
Дети в сопровождении родителей | |||||
от 5 до 10 лет | 50 | 65 | 70 | 80 | |
от 2-х до 5 лет | 35 | 45 | 60 | 60 | |
Младенцы до 2-х лет | бесплатно | бесплатно | бесплатно | бесплатно | |
Слуги-европейцы | |||||
Женщина | 37 | 46 | 52 | 62 | |
Мужчина | 35 | 44 | 50 | 60 | |
Слуги-туземцы | |||||
Женщина | 30 | 32 | 38 | 44 | |
Мужчина | 26 | 28 | 34 | 40 |
БАГАЖ
Пассажирам первого класса разрешен свободный от фрахта провоз личного багажа весом 3 центнера на взрослого и по 1,5 центнера на каждого ребенка и слугу. Все, что свыше указанного веса, может быть принято на борт лишь в том случае, если отправлено в Саутгемптон за три дня до отплытия корабля. Весь багаж должен быть погружен за день до отплытия, исключая саквояжи и шляпные картонки.
Багаж, полученный в день отплытия, будет считаться дополнительным багажом и оплачиваться как фрахт. Плата за перевозку дополнительного багажа (при наличии мест) составит 2 фунта стерлингов за центнер между Суэцем и Индией и 1 фунт стерлингов за центнер между Англией и Александрией. Пассажирам первого класса придется заплатить египетской транзитной компании в Египте 16 шиллингов за центнер, если общий вес их багажа превышает 2 центнера, а вес багажа их детей и слуг - 1 центнер.
Вес одного багажного места не должен превышать 80 фунтов.
Максимальные размеры багажного места:
длина: 2 фута 3 дюйма
ширина: 1 фут 2 дюйма
глубина: 1 фут 2 дюйма.
Пассажиры, перевозящие посылки или товары в своем багаже, будут подвергаться риску конфискации оных таможенными органами и задержанию их багажа агентами Компании.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
Сроки плавания из Англии в Индию вдоль африканского берега мимо мыса Доброй Надежды (данные на 1857-58 годы)
По этому маршруту, без транзитов и пересадок, следовали торговые корабли Ост-Индской компании и корабли, перевозившие воинские подразделения с артиллерией и лошадьми.
Англия - Калькутта
Пароходы | 82 дня |
Парусники | 116 дней |
Англия-Мадрас
Пароходы | 90 дней |
Парусники | 131 день |
Англия - Бомбей
Пароходы | 76 дней |
Парусники | 118 дней |